Sunday, February 20, 2011

Приимите (О том, что христиане должны на службы ходить и причащаться)

Блаженной памяти митрополитъ Виталій говорилъ, что молитва – это высшая школа. По завѣту апостола мы призваны молиться непрестанно (1 Фес 5:17). Въ наше время повсемѣстнаго безвѣрія, когда люди буквально захлебываются мірской суетой, окруженные всевозможными искушеніями, храмъ является единственнымъ, пожалуй, мѣстомъ, гдѣ можно спокойно молиться, не отвлекаясь. Непремѣнно нужно себя принуждать къ молитвѣ и внѣ храма, но замѣнять ею походы въ церковь изъ лѣности и небреженія вовсе не слѣдуетъ.

Въ особенности это касается службъ воскресныхъ. Каждое  воскресенье происходитъ воспоминаніе Пасхи, Свѣтлаго Христова Воскресенья, когда Господь, принявъ крестную смерть, воскресъ отъ мертвыхъ и даровалъ намъ вѣчную жизнь. Что можетъ быть важнѣе этого дня? Именно потому, что день этотъ такой важный, Церковь празднуетъ его еженедѣльно малымъ порядкомъ и ежегодно – во всей полнотѣ. Итакъ, если Церковь удѣляетъ этому дню такое вниманіе, могутъ ли чада Ея имъ пренебрегать.

По церковному уставу каждый новый день начинается съ вечера. Такъ и воскресенье начинается съ вечера субботы, когда совершается всенощное бдѣніе. На этой службѣ, равно какъ и на самой воскресной литургіи полагается присутствовать всѣмъ. Но почему-то, вошелъ въ обыкновеніе обычай не ходить на всенощную. Естественно, что нѣкоторые не могутъ прибыть по вполнѣ уважительной причинѣ. Напримѣръ, тяжкая болѣзнь или немощь. Или, у кого-то нѣтъ транспорта, а путь неблизкій. Или кто-то заботится о тяжко больныхъ или о немощныхъ, малыхъ дѣтяхъ и т. п. Но какое есть оправданіе у здоровыхъ, не отягощенныхъ особыми заботами? Иные говорятъ, дескать, послѣ работы трудно прійти. Или, что нуженъ отдыхъ послѣ трудовой недѣли. Другіе оправдываются темъ, что заняты домашними дѣлами. Все это на первый взглядъ - законные оправданія. Но они законны только съ мірской стороны. Въ духовномъ же смыслѣ, нужно разсуждать, ставя на первое мѣсто заботу о спасеніи души.  По меньшей мѣрѣ, нужно постараться устроить свою жизнь такъ, чтобы было удобно приходить не только въ воскресенье съ утра, но и въ субботу вечеромъ. Вѣдь, бѣда-то не въ томъ, что люди не могутъ прійти, а въ томъ, что не хотятъ имѣть такую возможность. Даже не думаютъ объ этомъ, вмѣнивъ такое положеніе вещей въ норму, свыкнувшись съ нимъ.

На всенощной службѣ молитвенно вспоминается путь отъ паденія человѣка до пришествія Спасителя, распятіе Господа, Воскресеніе. Читаются пророчества о Христѣ, поются тропари воскресенія, Богородицы и святыхъ. Въ пѣсняхъ каноновъ описываются подвигъ Богородицы, святыхъ мучrниковъ и подвижниковъ – святые примѣры воплощенія заповѣдей Христовыхъ. Пропускать эти службы, значитъ, лишать себя неотъемлемой составляющей христіанской жизни.  Самъ Господь пошелъ за наши грѣхи на распятіе, а мы оправдываемся усталостью отъ работы, не можемъ принести свое тѣло на службу. При этомъ, немногіе работаютъ на такихъ работахъ, которыя не оставляютъ силъ.  Спору нѣтъ, всякій человѣкъ немощенъ, и каждый можетъ время отъ времени обезсилить или подъ давленіемъ другихъ исключительныхъ обстоятельствъ пропустить службу. Но мы говоримъ о томъ, что это стало привычкой, правиломъ.

Мало того, къ сожалѣнію, есть и тѣ, которые не только на всенощные бдѣнія не ходятъ, но и на воскресной литургіи ихъ въ Церкви не часто увидишь. Это уже совершенно непріемлемо. Развѣ можетъ быть спокойной душа, не отягощена совѣсть, когда въ воскресный день мы внѣ храма по своей прихоти? Кто-то отвѣтитъ, что жизнь такъ сложилась, что, вотъ, заботы, обязанности. Но, если честно разсудить, то не сами ли мы такъ устроили свою жизнь? И какіе изъ препятствій – твореніе нашихъ собственныхъ рукъ, и вполнѣ устранимы? Большинство изъ тѣхъ вещей, которыя намъ мѣшаютъ быть въ храмѣ въ субботу вечеромъ, а наипаче въ воскресенье на литургіи, можно устранить. Дѣло въ желаніи, которое проистекаетъ изъ вѣры. Вѣримъ ли мы въ то, что намъ необходимо для спасенія какъ можно чаще раздѣлять пасхальную радость со всею Церковью въ учрежденной ею общей молитвѣ? Вѣримъ ли, что ничего важнѣе спасенія души нѣтъ и быть не можетъ? Отъ отвѣтовъ и будетъ зависѣть наше стремленіе.

Здѣсь умѣстно привести слѣдующій Канонъ, Правило 80-е 6-го Вселенскаго Собора: «Если кто, епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ, или кто-либо изъ сопричисленныхъ къ клиру, или мірянинъ, не имѣя никакой настоятельной нужды, или препятствія, которымъ бы надолго устраненъ былъ отъ своея церкви, но пребывая во градѣ, въ три воскресные дни въ продолженіи трехъ седмицъ, не придетъ въ церковное собраніе: то клирикъ да будетъ изверженъ изъ клира, а мірянинъ да будетъ отлученъ отъ общенія.» Совершенно четко и ясно сказано, что, пропустивъ три воскресенья, мірянинъ отлучается, а клирикъ лишается сана. И это законъ Церкви,  который никто не отмѣнялъ. Нужно здраво оцѣнить положеніе. Если за три пропущенныхъ воскресныхъ дня по Правиламъ полагается такое суровое наказаніе, то и одинъ-два пропущенныхъ безъ настоятельной нужды воскресенія справедливо признать грубымъ нарушеніемъ.  Что ужъ говорить о тѣхъ людяхъ, которые, называя себя православными, появляются въ Церкви только по большимъ праздникамъ.  Такихъ иногда называютъ не прихожанами, а захожанами, дескать, они заходятъ въ церковь иногда.

Но если съ клириками болѣе или менѣе ясно: «извергается изъ клира», то какой смыслъ въ отлученіи отъ общенія для мірянъ? Вѣдь, никто нерадивыхъ христіанъ изъ храма гнать не будетъ. Въ чемъ отлученіе? Въ первую очередь, оно выражается въ томъ, что человѣкъ не можетъ причащаться. Естественно, исповѣдующій священникъ самъ назначитъ такому человѣку способъ исправленія и во благо время приметъ его обратно въ общеніе. Но развѣ такое наказаніе пойдетъ на пользу  тѣмъ, кто причащается крайне рѣдко? Да такой человѣкъ можетъ вообще не замѣтить, что подпалъ подъ отлученіе. Придетъ на Пасху, и  конечно, въ такой день его не отвергнутъ.   А о  тѣхъ, кто вообще не причащается, можно сказать, что они и не христіане вовсе и имъ ужъ точно никакія Правила Церкви не указъ. 

Литургія совершается для пресуществленія - воплощенія въ хлѣбѣ и винѣ святыхъ и честныхъ Тѣла и Крови Спасителя. Этотъ Даръ намъ оставилъ распявшiйся за насъ Господь не для того, чтобы мы со стороны наблюдали, но чтобы пользовались ко спасенію. Такимъ образомъ, регулярно присутствуя на литургіи, не причащаясь, мы уклоняемся отъ своего христианскаго долга. Въ отвѣтъ на это иногда можно услышать, что раньше всегда такъ было, что до революціи необходимо было только четыре раза въ годъ причащаться и т. п. Какая нелѣпость:  сравнивать православную Россію съ современнымъ безбожнымъ міромъ! Также, какіе же мы христіане, если руководствуемся нѣкимъ минимумомъ?  Въ отвѣтъ на это можно привести примѣръ апостоловъ и первыхъ христіанскихъ общинъ, которые, собираясь, всякій разъ всѣ причащались.  Собственно, они въ первую очередь для этого и собирались! Не попѣть или побыть въ храмовой атмосферѣ, потому что приходы были въ частныхъ домахъ, и служба не имѣла еще того уклада, который наблюдаемъ мы, а именно для того, чтобы исполнить завѣтъ Спасителя: «Пріимите, ядите, Сіе есть Тѣло Мое, еже за вы ломимое, во оставленіе грѣховъ.Пийте отъ нея вси, Сія есть Кровь Моя Новаго Завѣта, яже за вы и за многи изливаемая во оставленіе грѣховъ.». Этотъ призывъ звучитъ каждую литургію. Что можетъ заставить христіанина не откликаться на него?   Тѣмъ болѣе, когда обстоятельства нашей жизни все больше напоминаютъ времена первыхъ христіанъ.

Конечно, чѣмъ глубже мы погружаемся въ пучину житейскаго моря, тѣмъ труднѣе намъ выбраться, и наступаетъ время, когда сама мысль о перемѣнѣ жизни кажется страшной и невыполнимой. Виной этому вредная, проистекающая отъ сатанинской гордости, склонность полагаться на себя. Бываетъ такъ, что въ благочестивомъ порывѣ человѣкъ рѣшается на подвигъ. Начинаетъ часто ходить на службы, поститься, совершать домашнее правило, но вскорѣ обезсиливаетъ. Жизнь становится тяжелѣе, дѣла приходятъ въ разстройство, начинаются болѣзни, появляется раздражительность. И человѣкъ это приписываетъ тому, что излишне удѣляетъ времени Церкви.. Не нужно ждать отъ себя ничего хорошаго, нельзя рѣшаться на самостоятельный подвигъ. Человѣкъ немощенъ и ничего добраго самъ сдѣлать не можетъ, иначе не было бы нужды Господу идти на распятіе. Чтобы измѣнить свою жизнь, надо просто обратиться ко Спасителю за помощью. Но только искренне, съ вѣрой, по-настоящему требуя помощи, не переставая, покуда помощь явно не придетъ. 

No comments:

Post a Comment